Улыбнется ли вам Мона Лиза?
Здравствуйте, Виктор Иванович!
Герой
пьесы Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно» давно хотел увидеть Мону Лизу. И
вот, спустя много лет, его мечта сбылась. Он стоит перед картиной и
уговаривает себя:
«Так… вот она, это же она…, так надо это понять, надо это осознать… Стоп, стоп, стоп, стоп. Надо сосредоточиться! Ребята, не мешайте!… Я ведь так давно этого хотел! Это же она, она! Я здесь! И она здесь!»
Но ничего не выходит. Никаких особых чувств не появляется. Картина и картина.
Но
ведь странно. Ведь работа Ленардо да Винчи под названием «Портрет
госпожи Лизы дель Джокондо» – это самая знаменитая картина мира.
Иногда
ее называют «Мона Лиза», где «Мона» – это сокращение от «мадонна».
Иногда – «Джоконда», что в переводе означает «веселая».
Она висит в специально отведенном для нее зале Лувра. Она помещена в особый футляр с пуленепробиваемым
стеклом. У нее постоянно дежурят четыре охранника. Ее страховая
стоимость – 700 000 000 долларов. Это сердцевина мировой культуры.
Каждый год миллионы туристов со всего мира едут в Париж, чтобы увидеть и
ощутить нечто необыкновенное.
И стоят в напряжении перед картиной, повторяя про себя: «Чувствуй! Чувствуй!»
Доходит
до курьезов. Уже вскрыли склеп семьи флорентийского торговца шелком
Франческо дель Джокондо, чья жена, возможно, позировала художнику.
Исследователи надеялись, что им улыбнется хотя бы череп Моны Лизы.
Любопытно узнать, а кто же назначил эту картину САМОЙ-САМОЙ?
Вы,
наверное, думаете, что самые известные искусствоведы собрались и
единогласно приняли решение: «В номинации «Величайшая картина»
побеждает…».
Нет, все было гораздо интереснее. Это решение принял… мелкий воришка.
Мона Лиза под пиджаком
- Почему Мона Лиза так загадочно улыбается? - А ты видел, на чем она сидит?
До 20-го века эта картина не возглавляла рейтинги хит-парадов. Отнюдь.
Веками
портрет улыбающейся девушки висел на стенах королевских художественных
собраний, не привлекая особого внимания. Кстати, толпа туристов в едином
порыве пробегает мимо трех портретов кисти Леонардо в соседнем зале.
Все
изменилось, когда 21 августа 1911 года сотрудник Лувра Винченцо Перуджо
спрятался в шкафчике с метлами. Затем он аккуратно взял картину,
спрятал ее под пиджаком и покинул Лувр.
В течение двух лет он прятал картину в своей квартире, а попался при попытке продать ее галерее Уфицци во Флоренции.
Пытаясь
хоть как-то оправдаться, он выдвинул лозунг: «Итальянская картина для
итальянцев!» То есть он не потому ее украл, чтобы деньги заработать, а
потому что хотел вернуть Мону Лизу на ее историческую Родину (за
деньги).
Лозунг
вызвал всеобщее одобрение. Хотя Перуджо и получил законные четыре года
тюрьмы, но газеты Италии провозгласили его национальным героем.
Картину
возвращать не хотелось, но заныкать шедевр тоже не комильфо. Поэтому
возвращение было устроено с помпой. Картина была провезена по всей
Италии.
И
вот, 4 января 1914 года, Мона Лиза, которая покинула Лувр под мышкой
воришки, вернулась как шедевр итальянской живописи, который
несправедливо достался французам. Накануне Первой мировой войны
политические разногласия были как никогда обострены и об возвращении
шедевра писали все газеты мира.
Магнит для сумасшедших
Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней. Грюйе
После
истории с возвращением популярность и слава картины только росла. И это
стало привлекать маньяков. В 1956 году один из посетителей облил ее
кислотой. Другой бросил в нее камень. В 1974 году ее попытались облить
краской. А в 2009 году россиянка запустила в нее глиняной чашкой.
Но защита шедевра также росла. Мона Лиза обзавелась личной охраной и пуленепробиваемым стеклом. Поэтому над последними выходками она только усмехалась.
Во
всей этой истории важен один момент. Причиной известности картины стали
не ее художественные достоинства, а скандал, с нею связанный.
То есть, когда вы смотрите на эту картину, у вас есть выбор:
- Или довериться мнению мелкого воришки и считать ее шедевром.
- Или довериться своим чувствам, и отнестись к ней соответственно.
Довериться своим чувствам всегда страшно. Но это – единственный способ жить своей жизнью, а не чужой.
Доверяйте своим чувствам. Это единственное, чему стоит доверять!
|